Онтология

Open innovation
Мы заинтересованы в привлечении партнеров для совместных исследований и разработок, и поэтому часть нашей внутренней работы будем делать открытой.
Содержит техническую информацию
и внутренний сленг группы безумных инноваторов
Стоп опасно для мозга

Проблема оцифровки истории

Главная проблема в оцифровки истории это работа с нечеткими данными и нечеткими множествами в нечеткой логике (fuzzy logic). Даже если есть записи или артефакты, мы всегда сталкиваемся с их трактовкой, мало кто прикасался к артефактам лично, и мы никогда не имеем возможности быть на 100% уверенным в объективности источника.

История всегда нарративна. Более того, в случае текстов, как правило, мы имеем дело с нарративной производной третьей степени, где на каждом этапе могли возникнуть искажения.

Случившийся факт — наблюдатель факта смотрел со своего PointOfView, у него было настроение и обстоятельства, определяющие его призму восприятия — когда он нарративно изложил свое понимание факта, возможно, прошло время и когнитивные искажения сделали свое дело — даже если он изложил факт на русском языке, возможно, это был старый язык и требует перевода — редактура, цензура, переиздания — и вот кто-то, возможно, учитель читает книгу со своим восприятием — и рассказывает ученикам в своем нарративе.

В повести временных лет даты указаны от сотворения мира, а не в современном григорианском календаре со всеми последними правками дополнительных дней и сдвигов. Далеко ходить не надо — «старый новый год» и рождество на западе и у нас.


В итоге получить четкий и непротиворечивый базис в истории практически невозможно. Мы всегда должны прикладывать несколько оговорок о модели, контексте, версии, вероятности, достоверности, точности и т.п.

А раз так, то мы решили ввести заведомо другую систему понятий, заранее сформулированную в подходе нечеткой логики. Мы объявляем любую историческую сущность — мемом. И создаем инструменты оцифровки истории через взаимодействие мемов.

Fuzzy historical logic

Мем — любая сущность которую можно помнить и ей оперировать: персона, город, страна, период, эпоха, война, сражение, поединок, факт смерти, договор, должность, миф, легенда, сюжет, картина, произведение, … По сути это Fuzzy_object.

Миг — точка во времени соотносимая с другими точками на линии Календаря в прошлом или будущем, возможно, недостоверная или неточная. По сути это Fuzzy_datatime тип данных.

Локация — точка в пространстве соотносимая с другими точками в пространства Мира имеющая координаты (возможно не точные) или привязку к другим локациям (три дня на север от). По сути это Fuzzy_GPS тип данных.

Момент — знаменательный факт, произошедший с Мемом в конкретной Локации в конкретный Миг. Возможно, с несколькими Мемами. Это предикат, определяющий базовую историческую единицу информации. Вся история состоит из моментов. Это неделимая крупица — атом исторического знания Fuzzy_historical_point.


Событие — СоБытие — совместное бытие нескольких Мемов в течение некоторого периода. Определяется списком Моментов. Как правило, именно нарративы о событиях являются главными источниками исторического знания, а значит рождают и определяют Мемы.

Мир — это вселенная, в которой существует исторический нарратив. Мы можем не спорить о существовании мема «Илья муромец», а описать нарратив о мощах Ильи в Киево-Печерской лавре в нашем мире и другой нарратив в мире Русских былин и сказаний. Миг и Локация определяются в конкретном Мире.

Календарь — это точка отсчета и ось, на которой располагаются Миги. Календари могут иметь одинаковую скалярность и разную. Могут быть соотносимые и несоотносимые. Лунный, Солнечный и Григорианский календарь на земле можно соотнести с СМЗХ, но не с календарем в мире Вселенной Толкиена. Как правило календарь задает Эру (д.н.э., н.э., …).

Таксономия — система классификации мемов и моментов. Словари параметров и признаков.

Образовательная онтология

MentalGrid — координационная сеть с когнитивными узлами для навигации в пространстве/времени.

MentalBeacon — Ментальный Маяк. Крупные мемы, задающие ориентиры для других мемов. Их главная ценность в том, что они первыми всплывают в памяти. Поэтому удобно структурировать память относительно этих маяков.

CognitiveHook — Когнитивный якорь. Маркетинговая методика вовлечения ученика, передовой тренд в образовании. Используется в CiviCAD для построения ментального маяка через стягивание других событий к нему (стягивание внимания ученика и построение нейронных связей).

Profile — Цифровой профиль ученика.

DTrace — Цифровой образовательный след. Методический ориентир — Стандарт Университета 2035: standard.2035.university.

Reconstruction — Реконструкция, как метод моделирования исторического момента для работы с пониманием сути момента.

FactChecking — Работа с источниками исторических данных. Разбор фактологии и трактовок.

CiviGame — игровые образовательные практики для тренировки памяти на исторические события и их связи.

EdTech / EduTech — новые образовательные технологии.

EduNet — рынок НТИ: nti2035.ru/markets/edunet.

Игровая онтология

До/После — первая историческая, образовательная, однопользовательская, карточная игра, созданная на платформе CiviCAD. Эта игра реализует собственную игровую механику До/После и является видом игр. Каждая игра в этом виде будет реализована в качестве колоды карточек. Несколько колод для ЕГЭ по истории, колода про казачество, про и т.п. В дальнейшем этими же карточками можно будет играть и в другие виды игры.

Карточная игра — это игры с использованием карточек. Одними и теми же карточками можно играть в разный вид игры.

Вид игры — система правил и игровых механик, определяющих интерес игры, способ использования карточек, цель игры, и способ определения результата игры.

Игровая механика — способ действия или события в игре, определяющий динамику развития игры.

Карточка — каждая карточка отображает один Момент. У карточек есть базовые исторические данные из CiviCMS: год из Мига Момента, список Мемов, главный Мем, локация, Мир и т.п. Дополнительно есть система игровых параметров: масть, сила, параметры, картинка, описание, модификатор.

Колода — набор карточек, соответствующий периоду истории и теме в образовательной программе.

Раунд — один раз сыгранный цикл игры в соответствии с правилами. Имеет результат, счет и лог.

Ход — одно действие игрока в игре. Имеет результат в соответствии с правилами, который складывается в счет Раунда игры.

Счет — результат раунда. Оценка за освоение темы.

Лог — цифровой образовательный след, на основе которого можно активнее тренировать слабые места ученика.

Профиль — цифровой двойник ученика. В нем хранятся логи игр, достижения и задачи ученика.

Аспект мема – MemAspect

В историческом моменте мем может участвовать как объект или как субъект. Более того мем по своей сути это ментальное(информационное) зеркало некоторой сущности.
Поэтому мы вводим аспект мема в моменте.

Действительность мема – сущность стоящая за мемом действует в моменте.

Ментальность мема – мем как информационный объект участвует в моменте.

Пример момента: “Сталин подписал … 12 сентября 1945 года”
Тут Сталин как сущность стоящая за мемом “Сталин” совершил реальное действие в конкретный момент. В этом моменте в 1945 году была действительность мема “Сталин”.

Пример момента: “Путин назвал распад СССР трагедией. 21 дек 2021 г.”
В 21 году сущность стоящая за мемом Путин в момент интервью в 2021 году сформулировал высказывание о меме СССР, которого на момент 21 года уже не существовало как сущности, а значит мем СССР участвует в моменте как своя информационная-ментальная часть. Хоть СССР перестал существовать, но в 2021 году мем “СССР” прекрасно живет и функционирует в своем ментальном аспекте. При этом если существует секта возродителей СССР, то это отдельный мем из мемплекса СССР.

Значимость мема — MemValue

Влияние сущности стоящей за мемом на человеческую популяцию, а также распространенность самого мема в инфо-пространстве.

ТераМем — мем, имеющий влияние и находящийся в памяти заметного % населения планеты Земля.

ГигаМем — мем, имеющий влияние на уровне стран

КилоМем — заметный региональный мем

МикроМем — локальный субкультурный мем

Типизация мемов — MemType

В нашей цифровой модели в качестве мема может выступать любая историческая сущность. Для оперирования с мемами мы создали справочник Типов и Видов мема.

Математика и измеримость истории через мемы

Для исследования гуманитарных аспектов истории и моделирования прогнозов на основе больших массивов исторических данных нужна модель данных и модели обобщений в математических терминах. Ниже помечены некоторые гипотезы параметров и матапарата к ним которые можно будет применять в моделировании на основе данных CiviCAD в будущем.


Мера мема — количество моментов с ним.

Мера мемплекса — пропорциональна количеству моментов с двумя и более мемами из мемплекса, пропорциональная связности мемплекса.

Связность мемплекса — связность мемплекса определяется через граф с вершинами в мемах, и ребрах в моментах применением аппарата теории графов.

Распределение мемплекса — модель распределения моментов по времени жизни мемплекса из теории вероятности.

Охват мема — география действия мема в моментах.

Экстраполяция и интерполяция охвата мема – математическое прогнозирование и реконструкция популярности сущности стоящей за мемом методами вычислительной математики.